КТЖ препятствует развитию экспортного потенциала страны – депутат Мажилиса

1551

Депутат Мажилиса Мукаш Искандиров констатирует, что КТЖ своей деятельностью препятствует развитию экспортного потенциала страны. Соответствующий депутатский запрос он озвучил на пленарном заседании Мажилиса, передает Kazpravda.kz 

Фото иллюстративное: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов

Депутат напомнил, что в своем послании народу Казахстана глава государства отметил, что в условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков, особое значение обретает сбытовая политика. Одной из мер стимулирования экспорта во всех странах является государственное регулирование тарифов на услуги грузовых железнодорожных перевозок, в том числе с применением льготных тарифов. 

По его словам, в нашей стране идет динамика повышения тарифов национальным перевозчиком АО «НК «Қазақстан темір жолы». С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в 2 раза. Только в  2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды. В 2024 году состоялось повышение на магистральную железнодорожную сеть (МЖС) на 5%, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%.

– Но поданная в Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики заявка КТЖ на рост ценовых пределов на услуги МЖС (повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам) для экспортных перевозок – в 3,89 раза в 2024 году, и в 4,42 раза - в 2025 году, вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств. Это прямо противоречит задачам, которые озвучил президент в своем послании. Учитывая, что в общем тарифе на ЖД перевозки МЖС занимает в среднем 60%, его увеличение приведет к увеличению общего тарифа в 2,3-2,7 раза! Это даже не процентное увеличение, а кратное! – возмутился депутат. 

Искандиров подчеркнул, что подача заявки на повышающие коэффициенты стала возможной благодаря введению в действие приказа министра национальной экономики от 27 ноября 2023 года, где добавлен позволяющий КТЖ  применять повышающий коэффициент с целью «получения доходов для возврата основного долга по привлеченным кредитным ресурсам для реализации мероприятий, направленных на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление действующих активов, создание новых активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления регулируемых услуг, обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности и повышения качества предоставляемых услуг, не учтенных в составе тарифа».

– Такая норма приказа по сути противоречит ст. 26 Конституции РК «Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом» и пп.1 п.2 ст.16 Закона «О естественных монополиях», где затратный метод тарифного регулирования предусматривает ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности. Согласно сведений КТЖ в поданной заявке на установление максимальных индексов к тарифам МЖС, предполагается получить доход от МЖС по экспортных перевозкам с учетом повышающего коэффициента в размере 535 075 511 тыс.тенге, вместо 137 027 972 тыс.тенге, заявленных при утверждении основного тарифа МЖС. За счет этого дохода предполагается погашение основного долга в размере 179 631 766 тыс.тенге. Почему отечественные экспортеры должны принимать на себя обязательства по кредитным ресурсам КТЖ, не учтенных в составе тарифа? Если погашение основного долга не включено в тариф, значит оно не связано с целевой деятельностью? – задался вопросами мажилисмен.  

Также он спрашивает, как правительство контролирует кредитную нагрузку национального перевозчика, в том числе привлечение заемных средств, которые потом оказываются неучтенными в тарифах и их последующее погашение и просит предоставить информацию о целевом использовании кредитных ресурсов, не связанных с целевой деятельностью, и о реализации этих проектов, на которые были привлечены эти заемные средства.

– Логика столь кратного повышения тарифов выглядит довольно странно ввиду последних заявлений руководства КТЖ о четырехкратном росте прибыли компании за предыдущий год к уровню 2022 года, а также о принятых решениях о предоставлении скидок на транзит грузов иностранных отправителей по территории Казахстана на 2024 фрахтовый год, направленные КТЖ-Грузовые перевозки всем железнодорожным администрациям в декабре 2023 года. При этом предусмотренные в вышеуказанном приказе механизмы предоставления скидок к предельному уровню тарифов по заявлению потребителей создают основу для еще большей коррупционной деятельности Национальной железнодорожной компании, так как руководство КТЖ получает право решать судьбу экспорта той или иной отрасли экономики, - считает депутат. 

Он отметил, что приказ и другие его нормы, регулирующие применение предельных индексов, приняты МНЭ при полном отсутствии расчетов влияния последствий для грузоотправителей и экономики РК, без учета позиций НПП и бизнеса. Он недоумевает, как, перед принятием вышеуказанных правил, проводился расчет возможного воздействия на экономику и была ли сделана экспертиза на наличие коррупционных рисков?

– Прошу правительство рассмотреть возможность приостановить действие приказа министра национальной экономики  до проведения полного анализа воздействия этих норм и целесообразности их применения. Непрозрачность процессов КТЖ между перевозочными функциями и функциями Национального оператора инфраструктуры, бесконтрольное наращивание кредитной нагрузки, непрогнозируемое для бизнеса повышение тарифов, закрытость стратегических планов, а также запланированный на 2025 год выход КТЖ на IPO, усугубляют ситуацию с обеспечением экономики страны качественными железнодорожными услугами, повышают риски не вывоза казахстанской продукции, дестимулируют привлечение инвесторов и новых грузопотоков на вновь создаваемые объекты инфраструктуры, - сказал депутат. 

Мукаш Искандиров обращает внимание правительства на необходимость скорейшего реформирования КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций Национального оператора инфраструктуры, с передачей компетенции управления Национальным оператором инфраструктуры - в ведение министерства транспорта РК.

Популярное

Все
«Реал» стал 15-кратным победителем Лиги чемпионов
Жителей села пришлось эвакуировать из-за утечки серной кислоты в области Жетісу
Паводок: более 63 тыс. людей вернулись домой
Республиканский центр орфанных заболеваний открылся в Астане
Филиал КазНУ откроется в Омске
Токаев поздравил президента Италии с Днем Республики
Олимпиада-2024: Валентина Хальзова завоевала лицензию
Жара в Индии: в Дели +53, десятки человек погибли
Движение перекрыто на ряде участках дорог в столице
Двое детей утонули в Сырдарье
Очередная нарколаборатория ликвидирована в Казахстане
Ахмадинежад зарегистрировался для участия в выборах президента Ирана
Китайский зонд сел на обратной стороне Луны
КНДР отправила в Южную Корею еще 600 воздушных шаров с мусором
Подсудимый попытался покончить с собой после оглашения приговора в Атырау
Численность сайгаков достигла 2,8 млн особей в Казахстане
Назым Кызайбай впервые выступит на Олимпиаде
Десять тонн рыбы изъято у браконьеров в Урало-Каспийском бассейне
Бокс: мужская сборная Казахстана будет представлена на ОИ в полном составе
Климатические активисты приклеили постер к картине Моне в парижском музее
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Центр международных программ «Болашак» оказался в центре скандала
Мониторинг за паводковой ситуацией ведется в ВКО
В Казахстане простились с академиком Торегельды Шармановым
В Таразе взялись за освещение улиц
Адвокату Бишимбаева угрожали неизвестные в Астане
Определились победители Каннского кинофестиваля
У этнических казахов за рубежом растет спрос на миграционные карты «Ата жолы»
Казахстан завершил председательство в конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности
Незаконные врезки в канализацию и сброс грунтовых вод стали причиной подтопления в Астане
МЧС ведет круглосуточный мониторинг уровня воды в реке Жайык
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Швейцария победила Канаду и сыграет с Чехией в финале ЧМ по хоккею
62% потока интуристов в Казахстане приходится на граждан стран ШОС
Мобильный банкинг приближается к пиковым показателями в РК
Заблудившихся на горном перевале туристов спасли сотрудники МЧС
Машины участников кортежа водворены на штрафстоянку в Алматинской области
Педагоги Казахстана получили ведомственные награды
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Успех летчика куется на земле
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки

Читайте также

Токаев принял основателя группы компаний Orbis Kazakhstan
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
Сразу на 70% выросли продажи соли на рынке Казахстана
Новую индикативную ставку акцизов на сигареты одобрили в ЕА…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]