Идите в театр, и будет вам счастье

11531
Людмила Макаренко

Красивая женщина – это профессия. Выходит, у Ольги Коржевой, ведущей актрисы театра юного зрителя имени Наталии Сац, их две. Или даже больше…

фото Сергея Ходанова

Отношения с театром у Оли завязались не сразу. Ради приобщения к высокому искусству воспитанников музыкальной школы, в которой она занималась с ранних лет, часто водили в консерваторию и филармонию, и первый же поход в оперный театр закончился полным разочарованием – симфоническая сказка «Петя и волк» совсем «не зашла». Как и ТЮЗовская постановка гайдаровской повести «Р. В.  С.» – девочке показалось странным, что юных героев играют солидные тетеньки.

Ситуацию спас спектакль того же детского театра «Сказка о золотом троне, голубом цветке и старой домбре» – он настолько потряс маленькую зрительницу, что она больше уже не сомневалась в своем выборе: Оля обязательно станет артисткой.

– Это было совсем по-девчачьи: хотелось такого же красивого платья, как у Тажал-ханум, такой же прекрасной любви и невероятных декораций вокруг, – вспоминает Ольга Владимировна. – Через много лет я сыграла в этой сказке, и все было именно так: и платье, и любовь, и ощущение абсолютного счастья.

За 34 года служения одному театру – легендарному ТЮЗу имени Наталии Сац – Ольга Коржева исполнит десятки ролей в лучших произведениях мировой классики и современности, но урок из раннего детства навсегда сохранится в памяти и станет главным профессиональным правилом: на сцене должно быть все предельно правдиво, как в жизни.

В театральный кружок при Дворце пионеров Оля записала себя сама. Родители, простые, как она сама говорит, люди – педагог и водитель, может быть, и не решились этого сделать, но впредь никогда не мешали дочери идти к своей мечте. И путь этот был как будто приготовлен специально для нее. Вначале на нем встретилась руководитель студии, известная актриса Лариса Илларионовна Гилева. Это она уверила свою талантливую ученицу, что нужно продолжать учебу, и та легко поступила в один из лучших на то время театральных вузов в Свердловске.

Потом настала чудесная студенческая пора.

– Педагоги пестовали и лелеяли нас, любили как собственных детей, в институте всегда было душевно и по-домашнему, – вспоминает Ольга Владимировна.

Но, видимо, как раз из-за этих «тепличных» условий она не стала актрисой знаменитого Большого драматического театра имени Товстоногова, приглашение на просмотр в который, будучи студенткой-третьекурсницей, получила во время конкурса чтецов в Ленинграде. На том показе что-то пошло не так: вскользь прозвучавшая неприличная реплика или еще какая-то неловкость – и Олин педагог решительно увела ее с многообещающего мероприятия.

– Замечательная Ольга Дмитриевна Крыжановская мне так и сказала: «Оля, это не наш случай. У тебя еще будут достойные предложения». Я никогда не жалела, что случилось именно так. Бывая в Москве, всегда встречаюсь с однокурс­никами и всякий раз убеждаюсь, что я на своем месте. Никто из них не сыграл того репертуара, какой сыграла я. Поэтому, кто знает, как бы сложилась моя судьба там, но я точно знаю, насколько у меня все хорошо здесь, – подытоживает Ольга Владимировна.

Лекарство от звездности

Достойного предложения ей действительно не пришлось долго ждать. В театр ее пригласил сам Борис Преображенский – культовый режиссер, приехавший в Алма-­Ату из Ленинграда, чтобы возглавить местный ТЮЗ. Впечатление на мэтра студентка произвела ролью в дипломном спектакле на выпуске из института.

Молодая актриса быстро обосновалась в ТЮЗовской труппе. Режиссер либо вовсе не сомневался в ее способностях, либо хотел побыстрее проверить на профпригодность, но первыми работами Ольги стали главные роли в пастернаковском «Докторе Живаго» и в «Горе от ума» Грибоедова. И уже после первых успехов она едва не «словила» звездную болезнь.

– Это все-таки случилось, – признается актриса. – Примерно на втором году работы в театре и на совсем незатейливом детском спектакле. Репетировали мы в дубле с другой актрисой, и я, уже сыгравшая парочку более значимых ролей, позволяла, видимо, что-то лишнее в ее адрес. Борис Николаевич никак не реагировал, но перед самой премьерой выяснилось, что в спектакль поставили не меня, а ту самую девочку-напарницу. Он еще и не принял меня, когда я прибежала за объяснениями. Если бы вы знали, как я переживала! Но этого урока хватило на всю жизнь.

«Великий и ужасный» Преображенский, конечно же, смилостивился над своей любимицей, и она справедливо заняла место среди ведущих актрис театра. За следующие 15 лет, пока он руководил коллективом, Коржева сыграла блестящие роли в «Гамлете», «Евгение Онегине», «Днях Турбиных», «Чайке», «Любви» Мопассана и, конечно же, во множестве детских постановок.

Актрисе такого масштаба – яркой, мощной, многогранной – на сцене детского театра никогда не было тесно. Наоборот, она считает большой удачей работать на разновозрастную публику.

– Это тренирует актерский организм: утром ты играешь зайчика, вечером Марину Цветаеву или сестру Рэтчед в спектакле «Над гнездом кукушки», – продолжает Ольга Владимировна. – Это не дает закостенеть, стать памятником самому себе. На детскую аудиторию вообще не нужно работать как-то по-особенному. Я же помню, что мне не понравилось в детстве в театре, – неправдивость. У зайчика ведь тоже есть свои мотивы, он кого-то любит и чего-то хочет. Пропусти это через себя, через свое сердце – и твой герой получит отклик у зрителя.

Детские спектакли актриса любит за возможность похулиганить, подурачиться, попрыгать, покричать. «Взрослый» репертуар – это другое: вдумчивое, обстоятельное, глубокое. За последние пять лет ТЮЗ заметно изменился, с труппой работают топовые казахстанские режиссеры Галина Пьянова, Ирина Симонова, Галина Ефимова. И поговаривают, для театра наступает новый золотой век.

О нашем, о женском

Ольга Коржева царствует на сцене, часто забирая на себя все внимание зрителей, она хороша и в роли Снежной королевы, и в роли бездомной собаки – яркая, красивая, притягательная. Конечно, актриса знает о силе своего обаяния и без всякого лукавства признается, что ей это нравится:

– Меня научили работать, я много готовлюсь к любой роли, много вкладываю в свой персонаж, поэтому, считаю, мой труд получает естественное вознаграждение в виде зрительской любви. Если бы я меньше работала, то меньше имела бы права на этот отклик, на эту любовь.

На попытки выведать у актрисы секреты молодости и красоты, которая у нее имеет редкое свойство – с годами она не тускнеет, а становится все совершеннее и «дороже», – Ольга снова говорит про труд и дисциплину.

– Лет 20 с лишним регулярно хожу в спортзал – занимаюсь «железом», – делится наша героиня. – С такой же пунктуальностью ухаживаю за лицом. Никогда не лягу спать, не сняв макияж и без ухода. Прибегаю и к несложным косметологическим процедурам. И, если потребуется, соглашусь на более серьезную операцию. Внешность – мой профессиональный инструмент, этим нужно дорожить.

С родными и друзьями Ольга Владимировна не играет никаких ролей. По ее собственным словам, она обычная женщина, которая умеет вести дом сама, без домработниц и поваров.

– Для мира и покоя в семье важно, чтобы в доме было вкусно и уютно, можно было отдохнуть и душой, и телом, чтобы пирогами пахло и хотелось в него возвращаться, чтобы по спинке погладили и приласкали, – делится Ольга Владимировна. – Нужно во всем быть на стороне близкого человека. Потому что плохое ему могут сказать за пределами, а вот в доме он должен слышать только хорошее.

Ольгу Коржеву никогда не посещал соблазн­ переделать своего мужа, довести, так сказать, до совершенства. Говорит, те, кто знаком с ним, знают, что это в принципе невозможно:

– Он этого не позволил бы, потому что слишком мужчина. Так и должно быть – он берет на себя ответственность, принимает решения, и женщине лучше оставаться на втором плане. Это на сцене я могу быть на главных ролях, а дома – всегда чуть позади.

Настоящим отдохновением души для Ольги Коржевой становится море – может бесконечно лежать на берегу и слушать шум волны или плавать, пока кожа не покрывается «пупырками» как у лягушки. А еще книги. Пушкин – когда влечет к чему-то вечному. Или Довлатов и Шукшин. Первый, когда хочется смешного и легкого, он как пилюля для хорошего настроения. Второй – когда тянет к чистому, исконному, к простой правде жизни.

На вопрос, зачем ходить в театр, Ольга Владимировна отвечает, не задумываясь: «Чтобы оставаться человеком», – и вспоминает забавную историю.

В период, когда наступил конец тихой стабильной жизни, у завсегдатая театра Светланы Тимофеевны, которая пересмат­ривала спектакли десятки раз, артисты спросили, зачем ей это. Женщина ответила замечательно просто и емко: «Все вокруг рушится и разваливается, а придешь к вам, посмотришь спектакль, и колбаса снова по два десять».

– Вот для этой внутренней, душевной стабильности театр и нужен, – убеждена заслуженная артистка Казахстана Ольга Коржева. – Сесть в кресло, на два часа отключиться от всего внешнего и, быть может, найти ответы на волнующие воп­росы или просто погрузиться в красоту. Идите в театр, и будет вам счастье!

Популярное

Все
Минздрав внедряет новые подходы в оказании неотложной помощи в акушерстве
Возобновлена работа пункта пропуска «Желкуар»
Александр Бублик вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде
Новое предложение Израиля по перемирию в Газе дает надежду на соглашение
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
«Откровенный бред и безумная ложь»: Раимбек Баталов выступил с заявлением по делу Бишимбаева
В день смерти Нукеновой Бишимбаев переписывался с другими женщинами
У Казахстана – еще одна лицензия на Олимпиаду
«Ты пахнешь розами»: свидетель прокомментировала свое сообщение Бишимбаеву
Спартанский шлем сняли спасатели с головы незадачливого кызылординца
Германские инвесторы помогают пострадавшим от паводков в Казахстане
Будут эксперименты – придут и достижения
Уровень воды в приграничном с Казахстаном Ишиме превысил исторический максимум
Убираем на бегу: в Караганде во время плоггинга собрали 150 мешков мусора
Пострадавшие от паводка регионы обеспечены всем необходимым для учебного процесса
Вторая волна паводка на реке Жайык находится на особом контроле
Какая помощь нужна аграриям от ученых
В Западно-Казахстанской области усилены противопаводковые работы
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Национальная волонтерская сеть запустила акцию по оказанию бесплатных юруслуг
Темирхан Дайырбек завоевал лицензию на Паралимпийские игры в Париже
В столице впервые прошла ярмарка казахско-турецкой кухни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Молодой казахский композитор пленил Женевскую публику
Культурно-гуманитарное сотрудничество Казахстана и Монголии…
Психологию и романы о жизни и любви предпочитают казахстанс…
Украденный фрагмент древней статуи вернули Египту

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]